Человеку нередко оказывается проще ориентироваться не на собственные желания, а на то, чего ожидают окружающие. В статье разберём, почему стремление соответствовать чужим ожиданиям формируется ещё в детстве, как биологически закреплён страх отвержения, к каким последствиям приводит жизнь «по чужому сценарию» и какие шаги помогают вернуть внимание к собственным желаниям.Во многом стремление нравиться другим объясняется
социальной природой человека. Наши далекие предки вели совместный быт, в одиночку невозможно было добыть мамонта или бизона. Хранение огня и охрана жилища от хищников также требовали разделения обязанностей. Таким образом, выживание в одиночку было просто невозможно. Да и сейчас мы,
люди, продолжаем сильно зависеть друг от друга: один человек не может обеспечить свою безопасность в критической ситуации. Доступ к знаниям зависит от труда огромного числа людей: учёные, преподаватели, авторы, IT-разработчики. Законы работают только потому, что люди коллективно их поддерживают. Именно поэтому в психике человека есть эволюционно сформированная особенность: человек нуждается в принятии окружающими.
Исследования Наоми Эйзенбергер показали, что
социальное исключение активирует те же области мозга, что и физическая боль. Это означает следующее:
– мозг воспринимает отвержение как значимую угрозу;– реакции на социальное исключение запускаются автоматически, без контроля сознания;– стремление к принятию – биологическая необходимость, встроенная в нашу нервную систему.Мы выжили как вид благодаря поддержке группы, поэтому потребность в принятии и страх отвержения встроены в саму архитектуру мозга.
Но если у всех людей изначально присутствует страх отвержения, то почему кому-то удается в большей степени ориентироваться на собственные желания, а кто-то очень сильно зависит от чужого мнения?
Потребность быть частью группы встроена в нас биологически, но то, каким именно способом мы учимся «заслуживать принятие», формируется в процессе развития личности.
Если ребёнок получает внимание и тепло только в моменты «удобного» поведения, он быстро усваивает, что любовь нужно заслужить.Каждая семья задаёт свои правила и нормы, нередко среди них есть требование – постоянно производить положительное впечатление на окружающих:
– ребёнку говорят «подумай, что люди скажут»;
– родители оценивают успехи через сравнение с другими детьми: «У тебя сегодня четверка за контрольную, а у одноклассницы 5»;
– ошибки воспринимают как «позор» или «разочарование».
Опыт школы и первых коллективов
Школа – крупный социальный институт, где ребёнок сталкивается с реальной оценкой других, не всегда эта оценка объективна:
– учитель публично критикует ошибку, и это вызывает стыд;
– одноклассники высмеивают внешность, одежду, ответы на уроке;
– отличники получают не только хорошие оценки, но и статус «хорошего ребёнка».
Часто именно в школе формируется убеждение, что нужно соответствовать чужим ожиданиям, несмотря на свои желания.
Подросток учится быть «удобным» для разных групп одновременно: дома, в классе, в компании друзей. Он экспериментирует, но негативная реакция группы закрепляется сильнее, чем позитивная.
Так биологическая потребность в принятии превращается в устойчивую стратегию: быть таким, каким от тебя ждут, чтобы не столкнуться с отвержением.
Чем опасна жизнь, построенная на ожиданиях других?Жизнь в соответствии с ожиданиями других людей имеет довольно много плюсов:
– человек четко знает, как нужно себя вести, есть определенность, не нужно делать сложные выборы;
– меньше риск конфликта, осуждения, негативной оценки;
– социальное одобрение, которое человек получает за удобное поведение.
В то же время формируется внутриличностный конфликт, проявляющийся в противостоянии между «надо» и «хочу». Личные желания и потребности при этом могут быть глубоко подавлены. Однако, постоянно, подстраиваясь под ожидания других, человек тратит несоизмеримо много личных ресурсов, что приводит к эмоциональному выгоранию, а вместе с ним и другим последствиям:
– возникает ощущение, что жизнь идет «по чужому сценарию»;
– хроническая усталость, раздражительность;
– социальная тревога, страх допустить ошибку и стремление всё контролировать.
– низкая самооценка: когда самоценность определяется чужим мнением, уверенность в себе становится хрупкой, любая негативная оценка сразу заставляет сомневаться в себе.
– утрата собственных желаний: если постоянно подстраиваться под других, собственные желания постепенно стираются. Становится сложно понять, чего действительно хочется.
Как начать возвращаться к своим желаниям?Для начала нужно понять, как часто происходит пренебрежение собственными желаниями, интересами, целями. Важно помнить, что степень этого пренебрежения у каждого человека разная. Порой пренебречь собственными желаниями может быть полезно и менее эмоционально затратно: например, когда очень хочется поспорить в очереди, но проще промолчать, чтобы не ввязываться в ненужный конфликт. И таких ситуаций может быть действительно много.
Но все-таки в жизни каждого человека необходимо место для собственных желаний. Самое важное это заметить, что места для личного стало мало или совсем не осталось. Для этого будет полезным начать отмечать, когда Вы делаете что-то, потому что так хочется самому, а когда, потому что этого ожидают другие:
– для оценки можно использовать шкалу от 0 до 10. «Насколько это соответствует моему хочу?» (где 0 – совсем нет, 10 – полностью моё).После можно начать задавать себе вопрос,
а чего я хочу? Иногда ответ может приходить не сразу. Полезным будет
ведение дневника, в котором нужно записывать свои желания, не ограничивайте себя, записывайте от самых маленьких до совершенно невероятных желаний. Затем нужно начать делать небольшие шаги в сторону своего хочу, в этом также поможет дневник,
выберите что-то из желаний, например, выбрать способ провести вечер. Прислушайтесь к себе, желание сопровождается интересом и легкостью.
У человека много причин, чтобы следовать чужим ожиданиям, стремление к одобрению естественно и понятно. Однако, жизнь, построенная на чужих ожиданиях, рано или поздно приведет к тому, что собственные желания станут почти неразличимы, уверенность в себе начнет сильно зависеть от чужого мнения, появится эмоциональное выгорание. Возвращение к себе начинается с небольших шагов, первым из которых будет поиск собственных желаний.
Литература:
1.Найденова Е. Завышенные социальные ожидания как фактор формирования синдрома отложенной жизни // Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. – 2022. – № 5. – С. 40–52.
2.Суховская, Д. Н. Социальные ожидания и когнитивно-ценностные особенности поколения Z: эффективная корреляция в совершенствовании образовательного процесса / Д. Н. Суховская // Развитие современного образования: опыт теоретического и эмпирического анализа : Монография. – Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 5-20. – EDN TXXIXI.
3. Eisenberger N.I., Lieberman M.D., Williams K.D. Does rejection hurt? An fMRI study of social exclusion // Science. – 2003. – Т. 302, № 5643. – С. 290–292.
4. Eisenberger N. The pain of social disconnection: examining the shared neural underpinnings of physical and social pain // Nature Reviews Neuroscience. – 2012. – Vol. 13. – P. 421–434.
Приглашаю Вас на индивидуальные консультации!